Михайлова Александра,
Болугурская СОШ им. Е.Е. Пахомова с УИОП»
руководитель Кожурова Сахаяна Юдовна,
учитель якутского языка и литературы
Каждый гражданин должен знать и уважать государственные символы своей страны: герб, флаг и гимн. Нам важно не только знать, как они выглядят, но и понимать их значение, потому что в них воплощается история, быт, культура, верование, отличительная особенность местности.
В глубокой древности у народов всего мира появлялись разнообразные знаки, которые представляли отдельного человека или его род, территорию. Животные или растения, предметы или явления природы становились тотемами. В древности каждый якутский род почитал своим священным предком и покровителем какое-нибудь животное, членам рода запрещалось убивать это животное, употреблять в пищу и называть его по имени. Из птиц к таким относились лебедь, гусь, ворон, орел, сокол, ястреб; из животных – белогубый жеребец, горностай, белка, бурундук. Почитание коня имеет в якутской культуре древние скифо-сибирские истоки. У якутов культ коня сохранил такие черты, как наличие особого божества коневодства Дьесегей, а также жертвоприношения или посвящение коней (ытык) высшим божествам. «Из всех зверей большой черный медведь, очень свирепый и кровожадный, произвел самое сильное впечатление на якутов. Они его считают «царем рощ и лесов». Образ божественного оленя опирается на фольклорные данные, в которых отразилось почитание этого животного. Олень, как знаковый символ, отождествляется с образом мирового дерева, а его рога с ветвями — с небесными ярусами. Из птиц самыми почитаемыми были лебедь, орел, ворон и ястреб. По якутским мифам, они принесли людям огонь и спасли от смерти. Орла, сына небесного божества Хомпорун хотой, главу птиц и значительного покровителя, чтили и считали своим многие племена саха. Согласно мифу, орел спас от голодной смерти бежавшего от войны кангаласца, сбив для него пролетавшего гуся. Саха называли орла тойон кыыл «господин-зверь». Человек, обидевший его, проклинался до девятого колена. Другим распространенным тотемом был ворон – суор, считавшийся прародителем хоринцев, части намсцев и кангаласцев. Согласно преданию, он спас замерзавшего предка хоринцев, спустив с неба огниво хатат Намцы и нахаринцы почитали лебедя куба, которого обычно называли урун кыыл, улахан котор, тара5ай (белая птица, большая птица, лысый). Прилет первых лебедей якуты отмечали обрядом окропления молочной пищей возле коновязи.
Изображение животных, птиц мы часто видим на гербах муниципальных образований (районов) Республики Саха (Я). (таблица) Например, на гербах улусов Республики Саха часто встречаются из животных: соболь, (Верхнеколымский, Жиганский, Усть-Майский, Кобяйский) олень (Оленекский, Томпонский, конь Абыйский, Усть-Алданский), мамонт, (Среднеколымский, Усть-Янский), медведь( Нижнеколымский, Алданский) — из птиц — изображение лебедя, (Абыйский, Кобяйский, Намский) орла (Хангаласский), сокола(Нюрбинский) — изображение животных на гербах подчеркивают отличительную особенность края: серебряный Бык Зимы (Оймяконский) — суровый климат; соболь — богатство пушниной, традиционное занятие коренного населения; — птицы в основном на гербах символизируют силу, ум и могущество верность, чистота, олицетворяют светлое, доброе, счастливое начало во всей нашей многоликой и изменяющейся жизни, а животные – мужество, выносливость, символ самоотверженности, благородства, силы и надежды.
Для сравнения гербов муниципальных образований улусов Республики Саха (Якутия) с гербами других народов, проживающих на территории РФ, нами выбраны герба муниципальных районов Республики Башкортостан и Республики Бурятии.
Вывод:
Сравнение показало, что медведь у этих народов символизирует уверенность, твердость, силу, спокойствие; конь у бурятов является символом мужества, верности и отваги, любви и преданности к Родине, а у якутов конь считается прародителем, символом величия и могущества, оберегающим своих жителей. На гербе башкирского народа лось выступает как прародитель рода, а у якутского народа как свидетель периода позднего Неолита на берегу реки Сиинэ (герб Горного улуса).
В проведенном нами опросе приняли участие 35 респондентов из числа учащихся Болугурской СОШ. Результаты опроса показали: подавляющее большинство опрошенных знают изображение, значение герба родного улуса, Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации. Многие не знают гербов других стран. О гербах большинство анкетируемых узнали от родных и знакомых. Выявилось, что научно-популярную литературу о геральдике учащиеся мало используют. Почти все опрошенные считают нужным умением приобретение знаний о значении гербов своей республики, местности, где они проживают.
В заключение хочу сказать: государственный герб – это символ достоинства и чести страны, такое же значение имеет герб малой родины. И поэтому знание о гербах, изучение их помогает нам чувствовать себя гражданином своей страны, своей республики; способствует формированию принятия и уважения прошлого, заставляет нести ответственность за ее настоящее и будущее.